Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Развитие организации. 3.2. Стили управленияЖемчугов А.М., к.т.н. Жемчугов М.К.
Проблемы экономики и менеджмента, 2016, № 11 3.2. Стили управления
Впервые типология индивидуальных стилей руководства была разработана еще в 30-е гг. XX века немецким психологом Куртом Левином. В ней выделены три ведущих стиля руководства: авторитарный (директивный, диктаторский); демократический (коллективный); попустительский (нейтральный, анархический) [42]. В дальнейшем были введены и другие стили управления предприятием. Исследование компании Hay/McBer [41], опросившей почти 4000 топ–менеджеров, выявило шесть стилей управления, каждый из которых зависит от особенностей так называемого эмоционального интеллекта конкретного руководителя и оказывает воздействие на рабочий климат в компании, подразделении или команде, а следовательно, и на финансовые показатели деятельности. Они показали, что положительное воздействие оказывают следующие стили управления:
- Партнерский (формирование сопричастности, упор на поощрение).
- Демократический (коллегиальное принятие решений; основной недостаток: «бесконечные собрания, на которых по десять раз обсуждаются одни и те же идеи»).
- Авторитетный (требует от руководителя высоких компетенций и навыков, формирует преданность целям и стратегии предприятия).
- Наставнический (требует от руководителя высоких компетенций и навыков, педагогических способностей).
Следующие же стили управления отрицательно влияющие на климат в организации:
- Диктаторский.
- Образцовый (диктаторский с повышенными требованиями к подчиненным).
«Но, пожалуй, самый важный результат исследования таков: лидеры, добивающиеся лучших результатов, одинаково хорошо владеют несколькими стилями управления» [41]. Самым эффективным является не один из отмеченных стилей, а использование руководителем всех стилей – каждого по текущей ситуации. Здесь надо только отметить, что стили, отрицательно влияющие на климат, применять необходимо очень ограниченно и только при особой необходимости, например, в форс-мажорных ситуациях. Основным стилем управления должен быть один из стилей, положительно влияющий на климат в организации.
Отметим, что основное влияние на стиль управления всей организации в целом, оказывает личность самого руководителя организации, его стиль управления, его личностные и профессиональные характеристики. В первую очередь за счет того, что подчиненные перенимают стиль управления своих руководителей: «Данная функция основывается на фундаментальном психологическом законе: человек обучается социальному поведению посредством наблюдения и усвоения эталонов поведения значимых людей. К их числу относится прежде всего руководитель. Под влиянием механизма идентификации подчиненные копируют поведение, стиль, манеру руководителя» [43, с. 86]. Причем, этот процесс идет как сверху: «Менеджер-лидер фрактально копирует себя в команде и организации, осуществляя перенос на большую систему своих организационно-управленческих качеств» [44, с. 41], так и снизу: «Подчиненные, желая добиться столь же высокого положения, как и их начальники, начинают копировать их поведение, подчас не задумываясь об этике, морали и нравственности» [45 с. 218]. Таким образом сама природа позаботилась о том, чтобы стили управления всех менеджеров организации были бы в определенной мере согласованы.
Кроме того стиль управления конкретного менеджера зависит не только от стиля его окружения, но и от той организации, в которой он осуществляет свою деятельность, влияют: организационная структура, положения о структурных подразделениях и должностные инструкции, делегирование полномочий, регламенты бизнес-процессов, системы планирования и бюджетирования, управленческого учета, оплаты труда и мотивации, и т.д. Во-первых организация непосредственно влияет на эффективность управления, во-вторых, стиль управления руководителя должен соответствовать принятой организации, в противном случае его деятельность будет неэффективна. При этом отмеченная организация деятельности опять же исходит от высшего руководителя, она отражает принятый им основной стиль управления.
Стиль управления определяет организацию деятельности, но и принятая организация деятельности определяет, со своей стороны, стиль управления.
Другой вид социальных отношений – это отношения человека и организации в трудные для него моменты личной жизни, участие организации в решении его проблем: образовательных, юридических, материальных, медицинских, и др., а также отношения в трудные моменты для организации.
__________________ Версия для печати
|
|