Парадигма предприятия. Социальные отношения
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2016 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
1.4. Социальные отношения
Социальные отношения включает несколько уровней развития [7], при которых каждый последующий включает и все предшествующие:
- Личные эмоциональные отношения.
- Отношения, связанных с процессом совместной деятельности.
- Отношения, при которых все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности.
- Отношения во имя общей социально одобряемой цели.
В последнем случае «эффективность проявляется даже в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Это высший уровень развития группы, деятельность которой мотивирована общественной значимостью поставленной цели» [7]. И достижение такой «общественно значимой цели» определяет предназначение предприятия, его миссию в обществе. Это позволяет по-новому поставить вопрос о самих критериях групповой эффективности, а именно, значительно расширить их перечень – наряду с продуктивностью группы, удовлетворенностью трудом ее членов, речь идет теперь, например, и о таком критерии, как «сверхнормативная активность» (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания) [8]. Такая группа характеризуется не только инновациями, самоорганизацией, саморазвитием, самоуправлением, а и сверхнормативной активностью: стремлением постановки и достижения максимально-достижимых целей [9].
Однако за счет изначального несоответствия целей на младших уровнях развития группы, возникающая неформальная группа внутри формального подразделения ограничивает ее эффективность. В случае доминирования неформальной организации над формальной, она может не только существенно понижать, но даже блокировать деятельность. При правильной же работе с коллективом уровень развития группы повышается и цели формальной и неформальной групп согласовываются, что существенно увеличивает эффективность за счет инноваций, самоорганизации и самоуправления на достижение поставленных максимально-достижимых целей.
Социальные отношения отличаются от производственно-социальных тем, что они определяют общие отношения, без привязки к конкретным целям и планам.
Таким образом, положения парадигмы о социальных отношениях заключаются в двух видах отношений. Эмоционально-личностные:
- сугубо личные отношения, социально-психологические эмоциональные цели человека.
Внеформальные производственные:
- Отношения, связанных с процессом совместной деятельности.
- Отношения, при которых все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности.
- Отношения во имя общей социально одобряемой цели.
На Рис.1 социальные отношения изображены без указания на их эмоционально-личностную и внеформальную принадлежность, это понятно по их наименованию.
Основные организационные документы, закрепляющие требуемые социальные отношения включают:
- Миссия и цели предприятия в обществе.
- Положение о персонале.
- Положение о материальной помощи сотрудникам предприятия.
- Другие социальные положения входящие в формальные положения об организационной культуре.
Здесь « формальные положения об организационной культуре» упомянуты во второй раз. Организационная культура и ее положения касаются и социально-производственных, и социальных отношений, а также и неформальной организации, которая рассмотрена в разделе 3.
__________________ Версия для печати
:
Наши статьи 2006-2025 годов
|