Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
  Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия,
обеспечивающие максимальную эффективность его деятельности и прибыльность
 
 
 

Парадигма предприятия. Социальные отношения

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2016 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
1.4. Социальные отношения

Социальные отношения включает несколько уровней развития [7], при которых каждый последующий включает и все предшествующие:
  • Личные эмоциональные отношения. 
  • Отношения, связанных с процессом совместной деятельности. 
  • Отношения, при которых все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности. 
  • Отношения во имя общей социально одобряемой цели. 
В последнем случае «эффективность проявляется даже в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Это высший уровень развития группы, деятельность которой мотивирована общественной значимостью поставленной цели» [7]. И достижение такой «общественно значимой цели» определяет предназначение предприятия, его миссию в обществе. Это позволяет по-новому поставить вопрос о самих критериях групповой эффективности, а именно, значительно расширить их перечень – наряду с продуктивностью группы, удовлетворенностью трудом ее членов, речь идет теперь, например, и о таком критерии, как «сверхнормативная активность» (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания) [8]. Такая группа характеризуется не только инновациями, самоорганизацией, саморазвитием, самоуправлением, а и сверхнормативной активностью: стремлением постановки и достижения максимально-достижимых целей [9]. 

Однако за счет изначального несоответствия целей на младших уровнях развития группы, возникающая неформальная группа внутри формального подразделения ограничивает ее эффективность. В случае доминирования неформальной организации над формальной, она может не только существенно понижать, но даже блокировать деятельность. При правильной же работе с коллективом уровень развития группы повышается и цели формальной и неформальной групп согласовываются, что существенно увеличивает эффективность за счет инноваций, самоорганизации и самоуправления на достижение поставленных максимально-достижимых целей.

Социальные отношения отличаются от производственно-социальных тем, что они определяют общие отношения, без привязки к конкретным целям и планам.

Таким образом, положения парадигмы о социальных отношениях заключаются в двух видах отношений. Эмоционально-личностные:
  • сугубо личные отношения, социально-психологические эмоциональные цели человека.
Внеформальные производственные:
  • Отношения, связанных с процессом совместной деятельности.
  • Отношения, при которых все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности.
  • Отношения во имя общей социально одобряемой цели.
На Рис.1 социальные отношения изображены без указания на их эмоционально-личностную и внеформальную принадлежность, это понятно по их наименованию.

Основные организационные документы, закрепляющие требуемые социальные отношения включают:
  • Миссия и цели предприятия в обществе.
  • Положение о персонале. 
  • Положение о материальной помощи сотрудникам предприятия.
  • Другие социальные положения входящие в формальные положения об организационной культуре.
Здесь «формальные положения об организационной культуре» упомянуты во второй раз. Организационная культура и ее положения касаются и социально-производственных, и социальных отношений, а также и неформальной организации, которая рассмотрена в разделе 3. 

1.3. Производственно-социальные отношения <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 2. Организация и система управления предприятия

__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025