О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
04.03.2012

Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура 1.11.

1.11. Виды структурных подразделений

Как таковая, классификация структурных подразделений отсутствует. Но мы считаем необходимым выделять четыре типа подразделений:
  • Подразделения основного цикла, обеспечивающие основные функции и бизнес-процессы от инновационной идеи до ее реализации продукта на рынке. Для производственных предприятий, это, например, разработка, снабжение, производство, реализация, и т.д. Для торговых предприятий, это, например, закупка, продвижение, логистика, реализация, и т.д.
  • Комплексные подразделения (могут быть координирующими в матричных и сетевых структурах, или полного цикла в линейных и дивизиональных):
    · проектные подразделения, несущие ответственность за весь свой проект (или продукт) в целом;
    · территориальные подразделения, несущие ответственность за всю деятельность на определенной территории;
    · комплексные подразделения, организованные по другим признакам.
  • Вспомогательные подразделения, например, ИТ, охрана, ремонтные, юридические, и т.д.
  • Управленческие подразделения, например, финансовые, планово-диспетчерские, экономические, и т.д.
Кроме определения, какие подразделения будут в организации, необходимо и видение того, какие полномочия им будут делегированы.

1.12. Делегирование полномочий

В моделях Файоля и Вебера, полномочия не делегируются. В их время рынок был не насыщен товарами, и высокая адаптивность организации к рынку не требовалась. Адаптивные организационные структуры, появившиеся в середине прошлого века, они не соответствуют принципу единоначалия, соответственно и законы бюрократии Вебера требуют уточнения.

Подразделение получает цель задание и проводит декомпозицию его на подчиненные подразделения и работников.
Если оргструктура линейная (бюрократическая), то сумма целей на выходе равна цели на входе. Задали выпуск 10 телевизоров заданной модели, на выходе задания подчиненным структурным подразделениям на 10 корпусов, 10 комплектов электроники, сборку 10 телевизоров заданной модели. Все прозрачно и легко поддается контролю. Законы бюрократии Вебера в данных структурах требуется лишь дополнить вопросами мотивации, гармонизации целей организации и ее управляющих и работников.

Но если оргструктура дивизиональная, то подразделению делегируются определенные полномочия и ставится задача более высокого уровня. Например, получение определенной прибыли, а сколько и каких телевизоров выпускать решает само подразделение. При этом цель на входе и цели на выходе имеют разную размерность и их соответствие невозможно четко определить, оперативный контроль практически невозможен. Можно будет только оценивать достигнутый конечный результат.

Подразделение получает автономию, оно само решает какие цели поставить перед подчиненными подразделениями. Подразделение нашло оптимальное соотношение выпускаемой продукции, получает хорошую прибыль. И, например, если поступила команда прекратить выпуск одной из моделей и начать выпуск другой модели, могут возникнуть конфликты.

У подразделения имеется не только внешнее цель-задание, но и собственные цели подразделения, личные цели руководителя подразделения. Подразделению часто не выгодна перестройка, это большая работа, да и снижение собственной прибыли на время перестройки. Цель-задание входит в противоречие с собственными целями, начинается явное или скрытое торможение, противодействие. «При передаче определенных властных, экономических, финансовых, других ресурсов в распоряжение отдельных структурных единиц необходимо оценить возможность возникновения ситуации, при которой это подразделение сможет начать диктовать свои условия руководству организации, настаивая на приоритете своих целей» [3].

Как влияет делегирование полномочий на конкретную организацию понять очень сложно. Мы подошли к вопросу, который можно рассмотреть только на адекватной модели.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура"Стр. <<   1 2 3

10.01.2017 10:50  Григорий Р.

Как определить эффективно ли предприятие?

10.01.2017 12:23  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Эффективность предприятия необходимо оценивать с различных сторон.
  • Со стороны потребителя – чью продукцию предпочитает потребитель: предприятия или конкурентов?
  • Однако здесь предприятие для повышения спроса может снизить цену за счет снижения зарплаты, условий труда и т.д. Необходимо посмотреть оценку предприятия на рынке труда: квалифицированный персонал выбирает ваше предприятие или конкурентов? Какая у вас текучесть кадров среди ценных сотрудников – балласт, как правило, держится за любое место и не является индикатором.
  • Далее, выбор и потребителя, и «рабочей силы», перемещаются и между различными отраслями. В каждый момент времени одни отрасли более предпочтительны для бизнеса, другие – менее. Однако предприятие не может быстро перестраиваться и эффективное предприятие сегодня может оказаться неэффективным.
  • И, основное, эффективность может оцениваться с точки зрения использования его внутреннего потенциала. Этот вопрос полностью в руках предприятия, и его решение влияет на спрос и со стороны потребителя, и со стороны рынка труда.
В целом, предприятие эффективно тогда, когда и собственник доволен имиджем предприятия и дивидендами, и сотрудники довольны условиями труда и зарплатой. Если предприятие развивается, а не сжимается. Если же этого нет – предприятие в чем-то неэффективно. Необходимо найти причину и устранить ее.

20.03.2018 21:16  Рита

Что такое шахтный принцип построения организации?

20.03.2018 23:13  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

"Шахтный принцип" полностью оправдывает свое наименование: компания состоит из нескольких глубоких "шахт" - изолированных структурных подразделений. Такое построение не имеет особого смысла, а происходит скорее вынужденно: разные территории, принципиально разная продукция, и т.д. В обычных компаниях наличие таких «шахт» только снижает их эффективность практически исключая горизонтальные связи координации.

19.03.2020 19:46  Татьяна

Почему организационная структура должна соответствовать стратегии организации?

19.03.2020 21:44  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Если мы говорим, что организационная структура должна соответствовать стратегии организации, то мы говорим о том, что изменение стратегии должно изменять и организационную структуру.
Однако структура – это самый консервативный элемент предприятия, в то время как стратегия может изменяться по нескольку раз в год. Поэтому чаще всего стратегия разрабатывается под действующую структуру, а изменения структуры проводят только тогда, когда это особо необходимо: когда потери, связанные с дальнейшим сохранением устаревающей структуры, превысят потери (моральные и материальные) на ее изменение.

26.05.2021 8:20  Аркадий

Стратегия создания организационной структуры?

26.05.2021 11:21  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Стратегия создания организационной структуры зависит от того, создается ли предприятие изначально, или проводится его существенное развитие.

В первом случае мы должны поставить цели предприятия и определить стратегию их достижения. И уже из этого разрабатывать организационную структуру, обеспечивающую наиболее эффективную реализацию стратегии и достижение поставленных целей. Осуществлять соответствующий подбор кадров.

Во втором случае мы имеем уже сформированную организационную структуру и систему власти в предприятии, сформированные "правила игры". И здесь любое изменение организационной структуры (при изменении целей и стратегии предприятия, или признании неэффективности структуры) означает и изменение статусов руководителей предприятия, и требований к ним. А проведение такого изменения, как отмечал Игорь Ансофф - это фундаментальная проблема. И она должна решаться или директивно, но тогда будут проблемы с руководителями, или коллегиально, но тогда изменения структуры будут минимальны, соответственно будет невысокой и эффективность предприятия с новыми целями и стратегией. Практически необходимо применять методы проведения организационных изменений, сформулированные еще Куртом Левиным.

Стр. <<   1 2 3


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (126)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (114)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (574)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021