Создание эффективной организации деятельности предприятия
Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение. Корпоративный контроль
Начало статьи |
|
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 2019 г. |
8. Решение пятой проблемы – эффективного корпоративного контроля
В литературе корпоративный контроль зачастую определяется как «возможность субъектов корпоративных правоотношений непосредственно либо опосредованно определять, формулировать, принимать решения, связанные с тактикой и стратегией деятельности акционерного общества, или влиять на их принятие» [63, с. 45], или подобным образом. Только, во-первых, здесь собственник принимает решения, связанные даже с тактикой – выполняет функции рядовых менеджеров, снимает с них ответственность за выполнение этих решений. Во-вторых, компетенции менеджеров в их конкретной практической области всегда превосходят компетенции собственника, что приводит к неадекватности принимаемых собственником решений. В-третьих, если собственник и сможет поставить цели, то формальный контроль их выполнение практически невозможен. И этот перечень можно продолжать. Очевидно, что корпоративный контроль здесь направлен на снижение остаточных прав контроля активов менеджментом, а значит и на снижение его внутреннего предпринимательства. Однако, если менеджер не имеет возможности легального предпринимательства, он ведет отмеченное выше «теневое предпринимательство» в личных целях и в ущерб предприятию. А формальный контроль такого предпринимательства в большинстве своем неэффективен.
Исходя же их принципов, изложенных в настоящей статье, корпоративный контроль заключается в налаживании собственником отношений между основными заинтересованными сторонами деятельности предприятия, участии в постановке и контроле достижения долгосрочных рыночных целей, целей создания, поддержки и развития институциональной, продуктовой и технологической среды предприятия – целей развития предприятия. Тем более, что «окончательный контроль остается за потребителем» [8, с. 332], а не собственником. Собственник не принимает участия в оперативной деятельности предприятия – он ориентирован на стратегические цели развития предприятия.
__________________ Версия для печати
|
|