ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Этот путь повышения эффективности выявлен в ходе наших 18-летних консалтинговых услуг с параллельными теоретическими исследованиями. Полученные методики и инструменты приведены в нашем отчете: «Реальная сущность предприятия. Организация, развитие, выход из кризисов (Итоговый Гайд)»  PDF  (188 с.), показывающем не только наши реальные возможности повышения эффективности от 1,5 до 3-х и более раз. А при необходимости и вывод предприятия из стагнации с обеспечением прибыли от 10% до 30% выручки и более. Основные его положения приведены в «Итоговый Гайд: практические положения и методика»  PDF  (12 с.).
.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг Современный менеджмент
Мотивация и культура
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2025

Современный менеджмент. 2. Стратегия достижения поставленной цели

2. Стратегия достижения поставленной цели
 
Имея четыре уровня цели, можно говорить и о четырех уровнях стратегии.

Собственно разные уровни стратегии были даны еще Фон Клаузевицем, который первым из всех военноначальников (1834 г.) дал определение военной стратегии: «Стратегия … составляет план войны и связывает с поставленной военным действиям целью ряд тех действий, которые должны привести к ее достижению; иначе говоря онa намечает проекты отдельных кампаний и дает в них установку отдельным боям» [6], и здесь уже видны два уровня стратегии. А в прошлом веке Владимиров более четко определил два уровня стратегии: «Различают два уровня военной стратегии: стратегию ведения войны в целом и стратегию ведения крупномасштабных операций. Они объединены общим замыслом, но различаются по масштабам, характеру рассматриваемых вопросов, содержанию задач и подходам к их рассмотрению» [7].
 
В первом разделе мы получили четыре уровня цели и соответственно должны получить и четыре уровня стратегии. Почему же в военной стратегии их только два?
 
Ответ на этот вопрос также дал уже Фон Клаузевиц: «политическая цель войны находится вне ее пределов», верхние уровни военной цели – это цели, которые ставит государство: «Война есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами» - этой выпиской начинается тетрадь В.И. Ленина с выписками и замечаниями к книге Клаузевица [6].
 
Собственно в стратегии организаций уровни цели также разделяются на цели собственника – верхние уровни (политическая цель организации находится вне ее пределов), и цели организации – нижние уровни. При этом четкой границы нет, особенно, если собственник является руководителем организации, тогда у него две роли с разными уровнями целей.
 
Таким образом, мы всегда имеем четыре уровня стратегии:
 
1) Стратегию получения общих социально-экономические цели;
2) Стратегию получения общих предметные цели;
3) Стратегию получения предметных целей.
4) Стратегию достижения предметных целей
 
Из этих уровней видно, что три верхних уровня стратегии – это именно иерархические программы разработки и формализация необходимых конкретных предметных целей, достижение которых, в комплексе, обеспечивает достижение стоящей перед организацией, государством, фиктивной цели развития и превосходства.

Эти четыре уровня стратегии и в менеджменте различаются и по характеру вопросов, и по содержанию задач, и по подходам к их рассмотрению. Уровни целей и уровни стратегии приведены на рис.1.
 
 
Рисунок 1. Уровни целей и стратегия организации.
 
Стратегия общего целеполагания (1) определяет, как из фиктивной цели развития и превосходства организации в конкурентной среде получить общие социально-экономические цели: место в своем сегменте рынка, финансовые показатели (рентабельность, оборот, и т.д.), и т.д. При этом устанавливаемые общие цели зависят не только от внешней среды организации, но и от внутренней среды - в данном направлении стратегия определяет, как устанавливать цели, сверху или снизу, как мотивировать их постановку и достижение. Эта стратегия определяется высшим руководством организации, включая руководителей дивизионов. Отметим, что элементом любой стратегии являются политики «направляющие или ограничивающие поле деятельности» [8]. В данном случае - это политики высшего уровня: конкурентная политика, кадровая политика, и т.д.
 
Общая стратегия (2, 2’) определяет, как из общих социально-экономических целей получить предметные цели – цели по разработке и производству конкретной продукции (2), и конкретному развитию организации (внутренней и внешней среды – 2’).

Этот процесс можно назвать административным проектированием, он проводится высшим административным руководством организации. Здесь общие предметные цели разделяются на две категории: определяют номенклатуру и объемы производства формализованных предметов (имеющие производственную документацию). Вторые определяют предметы, которые определены по потребительским свойствам, но не имеют производственной документации. Например, новый продукт с заданными потребительскими свойствами, новый производственный участок под заданную продукцию с заданной производственной мощностью, и т.д. Общая стратегия определяется руководством, плановыми службами и службами маркетинга и развития. Ее политика основывается на конъюнктуре рынка, компетенциях организации, имеющихся ресурсах.
 
Техническая стратегия (3, 3’) – это стратегия, определяющая как заданным потребительским свойствам «предметов» определить сами предметы – разработать их производственную документацию. Это процесс является техническим проектированием новой продукции (3), новых производственных участков, а также новых видов продвижения, и т.д. (3’). Техническая стратегия реализуется научно-техническими и технологическими подразделениями и базируется на принятой технической политике.
 
Предметная стратегия (4) – это стратегия, определяющая программы производства продукции (4) и развития (4’). Это процесс планирования, он проводится планово-диспетчерскими. Реализация стратегии осуществляется производственными подразделениями и основывается на производственной политике.
 
Что касается государственного управления, то любое государство также имеет фиктивные цели развития и превосходства, существует в конкурентной среде. Вопросы целеполагания в государственном управлении поднимаются в целом ряде теоретических работ (например «Основы государственного управления» [9]), но ни в одном из найденных определений государственного управления не присутствует понятие цели. Типичное определение: «Государственное управление (state administration, government management) – одна из форм деятельности государства, выраженная в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях осуществления государственных интересов и проводимой государственной политики» [10]. Если посмотрим Положения о наших министерствах, то и там отсутствует упоминание о цели. А там, где неопределенна цель – невозможно и эффективное управление, деятельность такой организации просто выливается в выполнение функций, зачастую без всякого положительного результата, поскольку он в данном случае никак и не задан. «Условием реализации управления является наличие цели» [11].
 
1. Цель << СОДЕРЖАНИЕ >> 3. Двойственные политики менеджмента

__________________
Версия для печати


:

Наши новые статьи

03.07.2024 Единая солидарная система регламентов ЕССР Деп. в ВИНИТИ РАН 08.07.2024, № 26-В2024, 37 с.
В настоящее время – время интеллектуального труда – его измерение невозможно. И системы мотивации не работают в принципе. Единственный путь повышения ... далее

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025