Социальная организация и организационный порядок. 4. Государство
4. Государство и государственные организации
В государстве, как уже видно из предыдущего рассмотрения на первом стоят общие непредметные цели: развитие экономики, обороноспособности, внутреннего порядка, и т.д. Эти общие цели должны стать предметными – должно быть выработано предметное видение результата деятельности и должна быть разработана программа достижения этого предметного результата [12]. И спуститься соответствующим государственным инстанциям на исполнение. Однако в большинстве случаев эти цели так и остаются общими. Как правило, у одного из государственных министерств нет зафиксированной предметной цели, у них, в Положениях, в основном, присутствуют функции, которые они выполняют. А как они их выполняют на самом деле, можно оценить только по достигаемому результату – достигнута поставленная предметная цель, или нет, а поскольку предметная цель и не задана, невозможна и оценка организации. В основном задаются не предметные цели, а функциональные – параметрические, которые говорят о том, какие показатели деятельности (не результата) должны быть достигнуты. В МВД один из ключевых показателей – это раскрываемость преступлений, и известно, к чему привела и приводит его установка в качестве цели. Имеется достаточно мало областей, в которых мы видим четкие предметные цели, которые задает государство, возможно, только армия является таким исключением. И именно армия и сейчас является оплотом могущества государств, обеспечивает достижение и их экономических целей. Причем, строго по Сунь Цзы, все военные операции начинаются с психологической обработки населения государством, обеспечивая согласование целей. С другой стороны, именно армия (и полиция) позволяет снизить требования к эффективности государственного управления, «сила, которая, будучи хорошо устроенной, спасает даже такие учреждения, которые сами по себе негодны» [13].
В общем виде государственное правление - достаточно неопределенная сфера. Первое лицо, по Веберу должно назначаться сверху, а верх – это как раз и есть первое лицо. Оно или получает свое положение по наследству, или избирается, или ставится элитой. Причем элита может не просто выдвинуть своего ставленника, а обеспечить и его «избрание». В любом случае управляет первое лицо и его команда, движимая самыми различными собственными целями и интересами, собственно и управление определяется этими целями и интересами.
Порядок в государстве поддерживается сводом законов создаваемых этой командой, законов, имеющих, как отмечалось, следующие функции: нормализация взаимоотношения между гражданами, закрепление разделения граждан по сословиям (в наше время, в основном, формально закрепляется равенство) и закрепляет существующий строй – существующую власть.
При этом власть, исполняя законы, зачастую может, используя свою власть, еще и ограничивать контроль за своей деятельностью, придерживаться двойных стандартов по отношению к себе и к рядовым гражданам, и особенно к оппозиции, еще более усиливая свое имущественное положение, свою власть. Однако такой порядок поддерживаемый силой не является эффективным, он может быть в государстве, но не в самой армии, и еще Сунь Цзы недаром писал, что нельзя распространять на управление в армии те же самые начала, которыми управляется государство [5] – негодная армия не спасет негодное государство.
В идеале, государственное управление должно быть рациональным с точки зрения развития государства, развития населения, а не его верхушки, должно быть социальным, должно обеспечивать приоритет целей населения, а не его руководителей. Собственно, миссия любого государственного органа, любого государственного деятеля – это служение народу - оказание услуг населению, и к этому относится даже сбор налогов. На деле же часто получается строго наоборот – население обслуживает государственный аппарат и чиновников, которые считают себя высшей кастой, которой все позволено, и так считают даже самые мелкие из них.
Можно отметить, что все указанные в предыдущем разделе положения Сунь Цзы целиком и полностью относятся и к государству (но, в тоже время, не являются началами управления в государстве даже в наше время). Однако полностью отождествлять требуемое управление, организационный порядок в государстве и в военном управлении все же нельзя. Организационный порядок в армии всегда требует большей дисциплины, большей ответственности, более жесткого применения санкций. Но, пожалуй, только в этом в основном и заключаются отличия.
Особо отметим вопросы контроля. Если в военном управлении контроль очевиден и виден всем – задана предметная цель – победа, то в государстве предметные цели практически не ставятся, соответственно невозможно и контролировать результаты. Тем более что в государственных законах практически не регламентируются вопросы эффективного контроля со стороны населения, граждан, над руководством государства.