Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Основные ключевые положения деятельности. Цель предприятия
2. Элементы необходимой и достаточной системы ключевых положений
2.1. Основные ключевые положения. Цель предприятия
Понятно, что организация предприятия полностью зависит от цели, которую ставит перед ним собственник, от видения им предприятия. При этом саму цель Адам Смит характеризовал только лишь как «хотение». Цель — это предвидимые результаты и средства их достижения [Леонтьев28, 2010]. При этом, как отмечал Карл Поланьи29 «средства — это все, что может служить достижению цели, посредством ли законов природы или правил игры» [Поланьи, 2007, с. 46]. Поэтому собственник в своих ключевых положениях ставит цель качественно, а не количественно. И только когда будет сформирована вся система ключевых положений предприятия, можно будет определить конкретные предвидимые цели предприятия. «Цели организации не являются переформулировкой целей ее хозяев. Столь же неверно рассматривать эти цели как агрегированные предпочтения ее членов (работников)» [Петросян, 2015, с. 66]. Цели и предвидимые результаты предприятия определяются по итогам анализа его системы ключевых положений.
Кроме того, вопрос цели далеко не однозначный. Как отмечал Макс Вебер, к предприятию собственником «на первый план выдвигаются этические, политические, утилитарные, гедонистические, сословные, эгалитаристские и бог знает какие ещё требования» [Вебер, 2016, с 134], а не прибыль или другие экономические результаты, даже не рыночное превосходство. Причем эти требования зачастую находятся на подсознательном уровне. Основной такой целью человека Альфред Адлер назвал общественное признание и положение [Адлер, 2014]. Только для большинства собственников эти цели начинают иметь значимость, когда предприятие уже встанет на ноги и угрозы будут невелики. В то время как наличие социального признания коллектива показывает его удовлетворенность трудом, его высокие производительные силы. Наличие социального признания обществом показывает его удовлетворенность продукцией предприятия, высокий спрос на его продукцию. И эту цель (как и ряд других) желательно ставить с самого начала, конечно, не явно (такая цель будет только «хотением»), а принятием собственником соответствующих ключевых положений.
___________________
28 Леонтьев Алексей Николаевич (1903–1979) — доктор педагогических наук, профессор. Один из самых выдающихся отечественных психологов ХХ века. Основал факультет психологии МГУ и руководил им в 1960–70-е годы.
29 Поланьи Карл(1886–1964) — американский и канадский экономист, антрополог, социолог и политический философ венгерского происхождения, один из основоположников экономической антропологии.
__________________ Версия для печати
|
|