Партнерская организация деятельности предприятия
2.5.7. Основные ключевые положения. Партнерская организация
Партнерская организация отличается от организации с распределением результата предприятия тем, что в ней осуществляется коллегиальное целеполагание с распределением ресурсов и предвидимых результатов. А от кооперативной тем, что средства производства находятся в частной собственности и собственник, а не коллектив, определяет институт предприятия — «правила игры». И создание такого партнерского предприятия, даже большого иерархического, возможно. Основное, что необходимо для создания такого предприятия — это ключевые положения собственника (ключевая идеология) на базе которых он подбирает руководителя и, совместно с руководителем, топ-менеджеров, формирует институты и предприятия в целом, и структурных подразделений. Формирует предприятие как иерархическую сеть партнерских малых групп. При этом, как отмечал А.И. Пригожин63, «не из любого элементного состава можно сформировать желаемый тип системы» [Пригожин 2017, с. 148], и именно элементы системы «способны сформировать организацию, а не наоборот» [Пригожин 2017, с. 792]. Собственник лично формирует свои ключевые положения бизнеса и организует высшую управляющую группу с руководителем предприятия — на базе своих ключевых положений и в их рамках конкретизирует ключевые положения предприятия с учетом интересов руководителя. Далее с участием руководителя и топ-менеджеров, в рамках ключевых положений предприятия формирует ключевые положения подразделений топ-менеджеров — с учетом интересов топ-менеджеров. Далее формирование нижестоящих групп (структурных подразделений) осуществляют сами руководители, но строго в рамках ключевых положений вышестоящих групп. Так формируется система ключевых положений, направленная на достижение целей предприятия в рамках ключевых положений собственника (ключевая идеология). При этом «Ключевая идеология должна быть значимой и вдохновляющей исключительно для людей внутри организации <…> сотрудники внутри организации должны быть преданы ее целям и ценностям <…> Ясная и четко сформулированная идеология привлекает в компанию тех людей, чьи личные убеждения совпадают с ее ценностями, и, наоборот, отталкивает тех, чьи убеждения противоречат им <…> [это] может вылиться в то, что отдельные сотрудники предпочтут уйти, когда станет ясно, что они по своим личным качествам несовместимы с сутью организации — положительное очищающее действие, которого не следует избегать» [Коллинз, Поррас64 2017: 225]. Если же такой идеологии не будет — то коллегиальное целеполагание будет невозможно — у каждого участника целеполагания будут доминировать личные цели — цели участников будут разнонаправлены — будет невозможна партнерская организация. При этом сам принцип коллегиального целеполагания, обеспечивающий учет личных интересов и большую личную эффективность для участников, сплачивает их, позволяет обеспечить партнерство не только в рамках малой группы топ-менеджеров, а в рамках всего предприятия как созданной иерархической сети партнерских малых групп.
Формирование партнерского предприятия на базе существующего бюрократического много сложнее. Необходимо не создание института, а его радикальное изменение, которому, без предварительной работы по «размораживанию» противодействует весь персонал, в первую очередь руководители, ведь далеко не все из них готовы к инициативному труду, к разделению рисков предприятия.
Необходимые условия партнерского типа организации в основном те же, что и в кооперативном:
-
Общность интересов участников.
-
Моральные принципы членов коллектива, обеспечивающие доверие.
-
Принятие риска членами коллектива, предпринимательский дух.
-
Коллегиальное целеполагание с распределением ресурсов и общего предвидимого результата.
А разница в том, что в партнерском предприятии и подбор кадров, и их социализация, и сама деятельность, осуществляется коллегиально (с учетом личных интересов), но в рамках ключевых положений собственника — именно и обеспечивает возможность создания партнерских отношений в большом иерархическом предприятии.
Особенности и ключевые положения в партнерской организации:
-
Необходимость высоких компетенций собственника в основных вопросах бизнеса (пп. 1, 2 и 3 Ключевых положений).
-
Ориентация на самоуправление строго в рамках ключевых положений (п. 4 Ключевых положений).
-
Четкое провозглашение партнерского типа организации в организационных документах (п. 5 Ключевых положений)
-
Документированная система оплаты труда (п. 6 Ключевых положений).
-
Направленность на коллективистскую командную деятельность (п. 7 Ключевых положений).
-
Организационная структура предприятия как иерархическая сеть малых руководящих и рабочих групп (п. 10 Ключевых положений).
-
Система коллегиального целеполагания и система целеосуществления на базе лидерства (п. 9 Ключевых положений)
-
Необходимость процессного подхода (п. 11 Ключевых положений).
-
Прозрачная система управления финансами, обеспечивающая доверие (п. 12 Ключевых положений).
-
Вопросы стратегического управления напрямую не влияют на партнерство.
___________________
63 Пригожин Аркадий Ильич — доктор философских наук, профессор, основатель и почётный президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ), директор Школы консультантов по управлению Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
64 Коллинз Джеймс (р. 1958) — бизнес-консультант, который известен всему миру благодаря научным исследованиям в области управления. В 1995 году он основал лабораторию менеджмента в Боулдере, штат Колорадо, где сейчас проводит исследования и обучает руководителей корпоративного и социального секторов.
Джерри Поррас — американский бизнес-аналитик, профессор Стэнфордского университета, специалист в области организационного поведения и бизнес-климата.