Коллективная и индивидуалистическая деятельность
2.7. Основные ключевые положения. Коллективная и индивидуалистическая деятельность
Культуры разных стран базируются на различном отношении к коллективной и индивидуалистической деятельности. «Индивидуалистический тип общества, которому присущи нормы либерального права, где рациональность имеет ценностное определение, исключающее внерациональное как не имеющее ценности, бесполезное. В коллективистском обществе общезначимым оказывается единство социальных норм, в котором находят завершение друг в друге нормы права, морали и нравственности, где господствует диалектическое единство рационального и внерационального» [Чуринов67, 2003, с. 87]. При этом «для русского эмпиризма (в отличие от английского), что-то «узнать» — означает приобщиться к чему-либо посредством внутреннего осознания и сопереживания, обладать этим во всей полноте его и живой целостности. <...> Русскому духу присуще стремление к целостности, к всеохватывающей и конкретной тотальности, к последней и высшей ценности и основе» [Франк68, 1992, с. 476, 490–491]. А «новый западноевропейский человек ощущает себя именно как индивидуальное мыслящее сознание. Суть познающего сознания состоит именно в освещении тех сфер материального бытия, куда он проникает» [Франк, 1992, с. 479].
Как отмечал В.И. Тамбовцев69: «Если в фирме принято стимулирование индивидуальных усилий, то у умелого работника возникают стимулы сохранить свои производственные знания при себе, а не передавать их другим, так как это (относительно) снизит его зарплату. Если же в фирме поощряется групповая оплата, то вполне может возникнуть «эффект безбилетника», который в состоянии вообще подавить стремление повышать уровень производственных знаний у работников» [Тамбовцев, 2010]. И нашей стране наиболее эффективна групповая оплата, а при индивидуальной внутригрупповой деятельности — как часть общего результата группы плюс часть личного результата.
_______________
67 Чуринов Николай Мефодьевич (1942–2016) — советский и российский философ, специалист по философии науки и техники. Доктор философских наук, профессор, член (академик) Академии социальных наук. Разработчик концепции информационной реальности.
68 Франк Семён Людвигович (1877–1950) — крупнейший философ, религиозный мыслитель, критик, магистр философии, профессор Саратовского университета (1917–1921).
69 Тамбовцев Виталий Леонидович — советский и российский экономист, доктор экономических наук, профессор. Главный научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономического факультета МГУ.