Разработка стратегии предприятия. 1.5.4. Организационная структура
Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" №10 2011 г. с.58-66
Публикуется без сокращений
Но, на самом деле, мы пока затронули только самую вершину айсберга. Предположим, мы обозначили свою цель и миссию и строим видение. Мы видим современное предприятие, которое разрабатывает новую продукцию, запускает ее в производство, продвигает на рынке, видим лаборатории, цеха.… Но, мы уже видим структурные подразделения предприятия, его организационную структуру. Структурными подразделениями управляют люди со своими собственными целями и интересами. И, если эти цели не будут гармонизированы с целями предприятия, никакого храма построить не удастся. Мы должны строить соответствующую иерархию, иерархию целей, иерархию миссий, иерархию видения, иерархию стратегических целей, иерархию программ деятельности, иерархию коллектива.
И собственник, и наемные управляющие и работники, строят один и тот же храм. Вся разница в том, что собственник строит свой храм, а наемные работники чужой. Но для общества и не важно, чей это храм, важно, что бы он был общественно полезным.
Собственник занимает общественное положение как владелец бизнеса, наемный руководитель - как управляющий бизнесом, наемные работники – как участники бизнеса. Чем выше уровень бизнеса, тем выше общественное положение и собственника, и наемных работников, и наилучшая форма работы предприятия - плодотворное сотрудничество, в результате которого каждый, и работник, и собственник, достигает своей цели.
Руководитель предприятия осуществляет декомпозицию миссии предприятия на структурные подразделения. Сумма миссий подразделений должна составлять миссию предприятия. Однако это предельный случай, так как сумма частей всегда меньше целого. И это очень серьезный вопрос, определяющий и организационную структуру предприятия. А принятая организационная структура будет, в свою очередь, учитывая ее детерминированный характер, будет влиять и на стратегию предприятия.
Аналогично, в формировании миссии структурных подразделений должны участвовать и руководители подразделений, иначе это будут не их миссии. Далее руководители структурных подразделений будут формировать видение своих подчиненных структурных подразделений, свои стратегические цели, свои частные программы действий. И так на всех уровнях иерархии. Вплоть до каждого конкретного работника, который также имеет свои цели, свое видение, свои программы действий. Только гармонизировав весь коллектив, направив каждого на выполнение своей миссии и миссии всего предприятия в целом, можно получить необходимые конкурентные преимущества и добиться серьезного успеха в бизнесе, как и писал Эмерсон 100 лет назад [11].
Таким образом, если стратегия разрабатывается коллективом предприятия, согласуется и гармонизирована с ним, то и весь коллектив направляется на выполнение программ действий, строительство «храма».