Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация. Принципы
Принципы и цели деятельности
Любое предприятие осуществляет свою деятельность на основании определенных писаных или неписаных принципов во всех областях, например в области допустимого риска, кадров, финансов, ресурсов и т.д. Если предприятие допускает для себя риск, то может ставить высокие цели, если не допускает, то только низкие. При допущении более высокого риска (в частности, риска невозврата заемных средств) предприятие может привлечь стороннее финансирование и поставить еще более высокие цели.
Цели определяются, во-первых, принятыми
принципами деятельности, во-вторых, текущим состоянием предприятия и его окружения. Не меняя принципов, трудно рассчитывать на какие-то серьезные изменения результатов работы. Принятые принципы риска определяют и иерархию других принципов: финансовых, кадровых (например, связанных с делегированием и децентрализацией), маркетинговых (например, связанных с дифференциацией).
Таким образом, мы получаем цепочку целей, которые могут быть достижимыми:
- цель «от достигнутого», для которой нет необходимости в развитии предприятия;
- более высокая цель, которая может быть достигнута благодаря развитию предприятия, но без серьезных изменений принципов его деятельности;
- максимальная цель, которая может быть достигнута при изменении принципов деятельности и развитии предприятия.
Таким образом, при создании сильной стратегии основные вопросы — это вопросы принципов деятельности и развития предприятия. Уже по тому, какие новые принципы деятельности будут внедрены на предприятии и какие мероприятия будут проведены в рамках его развития, можно судить о той максимально достижимой цели, которая может быть поставлена перед предприятием, и о том, насколько она может соответствовать цели, которая должна быть поставлена.