Стратегия в менеджменте 2.1 Цель предприятия
Цель предприятия, если говорить кратко и обще, чисто экономическая, - обогатить собственника. Но непосредственно невозможно определить, как добиться ее достижения.
Как можно достичь этой цели? Только если «завоевать» потребителя - только потребитель может обогатить собственника. Как можно завоевать потребителя – только конкурентоспособной продукцией, только делая свой выбор на рынке в пользу этой продукции, потребитель может обогатить собственника.
Т.е. только создавая и продвигая потребителю конкурентоспособную продукцию, мы опосредовано достигнем конечной цели предприятия.
Поэтому первое, что необходимо сделать после определения конечной экономической цели предприятия, - это конкретизация потребителя (сегментирование), который и несет прибыль предприятию и конкурентоспособной продукции, которая предлагается потребителю и удовлетворяет его потребности лучше, чем продукция конкурентов, и от реализации которой и происходит прибыль (и все другие конечные результаты деятельности предприятия). Фактически это в определенной степени соответствует понятию «миссии» предприятия, которая, как правило разделяется на публичную (провозглашающую роль предприятия в обществе) и внутреннюю (конкретизирующую направление деятельности предприятия).
В итоге мы получаем ту же самую цепочку, что и военной сфере (п. 1):
Экономические цели предприятия >> маркетинговые цели: объект для завоевания, - потребитель, оружие, - продукция >> провозглашенные политические цели (публичная миссия прикрывающая экономические цели) >> ряд взаимоувязанных между собой маркетинговых кампаний (мероприятий).
Мы также имеем иерархические стратегии, экономическую стратегию предприятия (самый верхний стратегический уровень), устанавливающую основные маркетинговые цели (конкретизация сегментов потребителя и продукции), и, собственно, саму маркетинговую стратегию, стратегию проведения мероприятий по созданию и продвижению конкурентоспособной продукции (второй стратегический уровень).
Как и в войне, истинная цель предприятия, цель собственника, в большинстве случаев скрыта. Мы нигде не увидим плаката, что целью предприятия является, например, обогащение собственника, но можем увидеть плакаты, что целью предприятия заключается в том, чтобы так или иначе осчастливить клиента, и это часть общей стратегии предприятия, стратегия ориентации на клиента.