О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
04.03.2012

Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура 1.3.

1.3. Модель «экономического человека»

«Экономический человек - условное общее понятие, представление о человеке как о рационально мыслящем субъекте, строящем свои планы и действия, исходя из принципа получения максимальной выгоды» [5].
Приведем, очень кратко, основные положения модели экономического человека из книги Автономова «Модель человека в экономической науке» [6].
  1. Экономический человек находится в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов является ограниченным.
  2. Факторы, обусловливающие этот выбор, делятся на две строго различающиеся группы: предпочтения и ограничения.
  3. Экономический человек наделен способностью оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его предпочтениям.
  4. Делая выбор, экономический человек руководствуется собственными интересами, которые могут при этом включать и благосостояние других людей (например, членов семьи). Важно то, что действия индивида определяются его собственными предпочтениями, а не предпочтениями его контрагентов по сделке и не принятыми в обществе нормами, традициями и т.д. 
  5. Находящаяся в распоряжении экономического человека информация, как правило, является ограниченной, — ему известны далеко не все доступные варианты действия, а также результаты известных вариантов, — и не изменяется сама по себе. Приобретение дополнительной информации требует издержек.
  6. Выбор экономического человека является рациональным в том смысле, что из известных вариантов выбирается тот, который согласно его мнению или ожиданиям в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям или, что то же самое, максимизировать его целевую функцию.
Главная характеристика современного экономического человека заключается в максимизации целевой функции. Экономический человек взвесит, что для него важнее: выигрыш, который он получит в результате нарушения нормы, или проигрыш, связанный с наказанием (в случае неопределенности следует учесть вероятность того, что выигрыш удастся получить, а также вероятность того, что нарушение будет обнаружено). Гипотеза рационального поведения позволяет обеспечить единство экономической теории в степени, недоступной другим общественным наукам [6].

Оливер Уильямс отмечает еще две особенности экономического человека. [7].
  1. Ограниченная рациональность. Рациональный человек стремится действовать преднамеренно рационально, но в действительности обладает этой особенностью в ограниченной степени. Стремление к рациональности означает минимизацию затрат при использовании ограниченных ресурсов. Если признать интеллект ограниченным ресурсом, то стремление сэкономить на его использовании, на познавательных усилиях, вполне объяснимо.
  2. Оппортунизм – преследование личного интереса с использованием коварства. Подобное поведение включает в себя такие его более явные формы, как ложь, воровство и мошенничество, но едва ли ограничиваются ими. Оппортунизм – источник, связанных с неопределенностью поведения людей, проблем осуществления экономических действий.
1.2. Основные элементы и функции модели

Адам Смит, подчеркивая значение управления, никак не дифференцировал управленческие функции. Фредерик Тейлор вел функцию планирования и соответствующее структурное подразделение - плановое бюро. Анри Файоль расширил функции управления:
  1. Планирование.
  2. Организация.
  3. Мотивация.
  4. Контроль.
  5. Координация.
Все эти функции являются основными и в настоящее время, только содержание их несколько расширяется.
Однако управление, если посмотреть системно, - это всего две основные функции:
Первая функция – постановка целей, их декомпозиции на подразделения всех уровней его организационной структуры, на всех конкретных руководителей и исполнителей («Планирование»).
Вторая функция - обеспечения достижения целей каждого из исполнителей, подразделений, достижения цели всей организации («Контроль и Координация»).
И третья функция - функция «Организации» – определения организационной структуры, полномочий, ответственности, регламентов, мотивации на всех уровнях иерархии – определения организационных основ организации и управления ими.  
Если первые две функции работают ежедневно и ежечасно, то функция «Организации» управляется только периодически, при существенном изменении целей организации, или внешней и внутренней ситуации.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура"Стр. <<   1 2 3

10.01.2017 10:50  Григорий Р.

Как определить эффективно ли предприятие?

10.01.2017 12:23  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Эффективность предприятия необходимо оценивать с различных сторон.
  • Со стороны потребителя – чью продукцию предпочитает потребитель: предприятия или конкурентов?
  • Однако здесь предприятие для повышения спроса может снизить цену за счет снижения зарплаты, условий труда и т.д. Необходимо посмотреть оценку предприятия на рынке труда: квалифицированный персонал выбирает ваше предприятие или конкурентов? Какая у вас текучесть кадров среди ценных сотрудников – балласт, как правило, держится за любое место и не является индикатором.
  • Далее, выбор и потребителя, и «рабочей силы», перемещаются и между различными отраслями. В каждый момент времени одни отрасли более предпочтительны для бизнеса, другие – менее. Однако предприятие не может быстро перестраиваться и эффективное предприятие сегодня может оказаться неэффективным.
  • И, основное, эффективность может оцениваться с точки зрения использования его внутреннего потенциала. Этот вопрос полностью в руках предприятия, и его решение влияет на спрос и со стороны потребителя, и со стороны рынка труда.
В целом, предприятие эффективно тогда, когда и собственник доволен имиджем предприятия и дивидендами, и сотрудники довольны условиями труда и зарплатой. Если предприятие развивается, а не сжимается. Если же этого нет – предприятие в чем-то неэффективно. Необходимо найти причину и устранить ее.

20.03.2018 21:16  Рита

Что такое шахтный принцип построения организации?

20.03.2018 23:13  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

"Шахтный принцип" полностью оправдывает свое наименование: компания состоит из нескольких глубоких "шахт" - изолированных структурных подразделений. Такое построение не имеет особого смысла, а происходит скорее вынужденно: разные территории, принципиально разная продукция, и т.д. В обычных компаниях наличие таких «шахт» только снижает их эффективность практически исключая горизонтальные связи координации.

19.03.2020 19:46  Татьяна

Почему организационная структура должна соответствовать стратегии организации?

19.03.2020 21:44  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Если мы говорим, что организационная структура должна соответствовать стратегии организации, то мы говорим о том, что изменение стратегии должно изменять и организационную структуру.
Однако структура – это самый консервативный элемент предприятия, в то время как стратегия может изменяться по нескольку раз в год. Поэтому чаще всего стратегия разрабатывается под действующую структуру, а изменения структуры проводят только тогда, когда это особо необходимо: когда потери, связанные с дальнейшим сохранением устаревающей структуры, превысят потери (моральные и материальные) на ее изменение.

Стр. <<   1 2 3


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране, цены наших консалтинговых услуг с марта 2020 г. снижены на 40%. Введено удаленное проведение (Skype, Zoom, WhatsApp, Viber): консультаций; семинаров и тренингов; разработки организационной документации; консалтинговых проектов и, с октября, бесплатные консультации и бесплатные семинары.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

31.08.2020 Построение эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №9
Предлагаемая статья является завершающей статьей одноименной серии 3-х статей "Построение эффективного предприятия". В статье показано, что предприятие ... далее

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020