Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура 2.4.
2.4. Координация исполнения и отчет вышестоящему руководителю
Рис. 2. Рекурсивная модель организации – координация и отчеты
а) Отчеты подчиненных подразделений о выполнении работ поступают на Входы 2. В случае отклонения от заданных показателей решающий элемент корректирует цели-задания на Выходе 1 подчиненным подразделения по цепи управления. В случае существенных отклонений, не позволяющих выполнить исходную цель-задание на Выход 2 дается информация вышестоящему подразделению, оно может скорректировать цель задание по Входу 1.
б) При наличии человеческого фактора все происходит аналогично, только могут возникать задержки исполнения скорректированной цели-задания.
в) Работа идет аналогично п. а), только одновременно проводится мониторинг рынка и возможны коррекции в зависимости от его состояния.
г) При наличии человеческого фактора возможны искажения отчетов, подаваемых на вышестоящий уровень, в зависимости от собственных целей, а поскольку эти отчеты в другой системе единиц, чем отчеты подчиненных подразделений, проконтролировать их очень трудно, решение вопроса аналогично тому, которое приведено в модели декомпозиции.
Таким образом, в линейной структуре без делегирования полномочий «рациональность» человека с точки зрения организации обеспечивается прозрачностью структуры, законами бюрократии, некоторой мотивацией и демократичностью принятия решений.
В адаптивных структурах с делегированием полномочий прозрачность структуры пропадает, и законы бюрократии Вебера начинают буксовать. Управляющий, которому делегированы полномочия, имеет большую свободу маневра для нерациональных действий, которые трудно проконтролировать. Выход только в повышении степени ответственности, в первую очередь, в оплате по достигнутому результату.
Полная рекурсивная модель организации [11] приведена на рис. 3.
Рис. 3. Рекурсивная модель организации.
Данная рекурсивная модель учитывает стратегию и организационную структуру, которая определяется исходя из видения и конкретных масштабов программ и проектов организации [11]. Она позволяет моделировать все виды организационных структур, включая матричные, сетевые, и любые другие имея входы-выходы координации 3 и 4.
Все перечисленные вопросы, как делегирования полномочий, так и результаты моделирования, должны учитываться при формировании видения – создания требуемой модели. А когда оно сформировано, можно приступить к формализации организационной структуры и регламентов.