Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
  Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 


Консалтинговые услуги в современной России. Методики, результаты, цены

Консалтинговые услуги в России

Эффективность деятельности наших предприятий

Уже порядка двадцати лет мы и читаем, и слышим, и видим, что производительность труда в России в три-четыре раза ниже, чем в США и развитых странах Европы и Азии. Тем не менее "воз и ныне там". Тем не менее заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин уже в 2024году отмечал: «Производительность труда рабочих в РФ в пять раз ниже, чем в США».

Создание организации предприятия, обеспечивающей высокую производительность деятельности (эффективность) – это это фундаментальный вопрос, до которого наш менеджмент еще не дошел. Тем более не дошли и наши консалтинговые компании. В противном случае эффективность деятельности наших предприятий давно бы уже сдвинулась с места.

За рубежом управленческий консалтинг был основан Фредериком Тейлором еще в начале прошлого века одновременно с созданием им «научной организации труда», которая и обеспечила повышение эффективность деятельности предприятий запада в 2–3 раза. Повысила и прибыль предприятий, и заработную плату, и уровень жизни населения. Этим и объясняется полный провал марксизма в высокоразвитых странах, равно как, на наш взгляд, интерес к нему стран «второго эшелона развития» [Федотова и др., 2008].

Зарождение управленческого консультирования на государственном уровне в России восходит к началу 30-х годов XX века. Это Научная Организация Труда – НОТ (на базе трудов Фредерика Тейлора), и Научная Организация Управления Н.А. Витке, в отличие от Фредерика Тейлора, решаемая методами социальной психологии и общественных дисциплин» [Витке, 2025b, с. 9]. И не ограниченная только «самыми элементарными видами труда». К сожалению, Н.А. Витке не удалось справиться с российской бюрократией и «в конце 1920-х гг. наметился отход от данной системы управления. Усиливала свои позиции командно-административная система, главной особенностью которой была высокая централизация управления, не поощрявшая самостоятельность и личную инициативу. Из-за этого власти отказались от использования научной организации управления, которая была признана «буржуазной». В конце 1920-х гг. власти стали ликвидировать существовавшие научно-рационализаторские центры. Они сделали ставку на «сильного руководителя», который управляет вверенным ему участком и полностью выполняющий все решения центра» [Аганов, 2023, с. 14].

И только в начале 90-х гг. консалтинг стал видом деятельности - начали возникать независимые (частные) консалтинговые фирмы. Последнее является принципиально важным, так как независимость консультантов составляет одно из необходимых профессиональных качеств этих специалистов. К сожалению, у нас консалтинг еще в зачаточном состоянии (Таблица 1.)

Таблица 1. Объем консалтинговых услуг и производительность труда (составлена на основании Survey of the European Management Consultants Market in 1997. FEACO PMP Research. Brussels, 1998. и Корчагин Ю.А. Перспективы развития России. 2012 г.).

Объем консалтинговых услуг на одного занятого в экономике
(дол.)  Производительность труда по ВВП (тыс.дол.)
США 137 98
Германия 209 83
Великобритания 138 78
Франция 60 75
Швейцария 70 70
Россия 6 24

«В России к консультантам компании обращаются в основном только тогда, когда ситуация становится безвыходной. В развитых странах – наоборот, в начале возникновения проблем: гораздо проще и намного эффективней сделать что-то еще до начала проблемы, что ее предотвратит еще до того, как она возникнет, чем бороться с возникшей болезнью. В России же редки случаи, когда компания обращается к консультанту за тем, чтобы получить рекомендации о том, как увеличить свою эффективность» (Н.Н. Григорьева Организационное консультирование. Учебный курс. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook187/book/index/index.html?go=part-007*page.htm).

Виды управленческого консалтинга

Различают следующие основные виды управленческого консалтинга: обучающий, экспертный и процессный.

Обучающий сводится к предоставлению клиенту необходимой информации в форме методических пособий, публичных лекций или семинаров, а также тренингов. Это самый недорогой вид консалтинга, в тоже время и самый неэффективный, поскольку никакая общая теория не может быть полностью применима к конкретному предприятию работающему в конкретных условиях. Эффективными являются только корпоративные семинары, проводимые в рамках конкретных предприятий по специальной программе, "заточенной" под конкретное предприятие, совместно с последующими тренингами по необходимой организации деятельности предприятия.

Экспертный – предусматривает разработку консультантами рекомендаций, решений, проектов по их внедрению в деятельность предприятия. Разработка проводится после проводимого консультантами анализа деятельности предприятия. Это средний по стоимости вид консалтинга, в тоже время и самый неэффективный, поскольку никакая теория не может сказать, как внедрить разработанные проекты в практическую деятельность конкретного предприятия с его конкретными людьми, взаимоотношениями, структурой формальной и неформальной власти.

Процессный заключаются в совместном консультантами руководством компании-заказчика проведении консалтингового проекта организации деятельности предприятия, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности. Это самый дорогостоящий и эффективный вид консалтинга. К сожалению, ни наш менеджмент, ни наши консалтинговые компании не имеют необходимых методик и инструментов проведения таких консалтинговых проектов. Их невозможно увидеть на сайтах, консалтинговых компаний, получить невозможно в принципе.

Проблемы управленческого консалтинга

Большинство же консалтинговых компаний ориентировано на разработку отдельных частных факторов организации деятельности предприятия, главным образом организационной структуры, формализации и оптимизации бизнес-процессов, стимулированию персонала. Однако такие "консалтинговые проекты" в лучшем случае просто не приносят рекламируемых результатов. Недопустимость этого отмечал и Фридрих Тейлор, и лауреаты Нобелевских премий по экономике Дуглас Норт, Элинор Остром, многие другие признанные теоретики и практики. Здесь Дуглас Норт писал: «Мы всегда имеем «взаимозависимые институты; изменение только одного института в попытке добиться желаемой эффективности в любом случае окажется тщетным, а то и контрпродуктивным поступком» [Норт, 2010, с. 225],

Аркадий Пригожин писал: «Абсолютное большинство наших клиентов ориентируется на экспертное консультирование: дай мне твои предложения по оргструктуре, разработай мне новую стратегию, распиши положения об отделах и т. п. Клиент получает тома текстов, графиков, схем, расчетов. Все согласно контракту. Приходится оплачивать, хотя первые же знакомства заказчиков с отчетами вызывают недоумения: почему именно так, а не иначе? Как оказались неучтенными такие-то обстоятельства? Господа клиенты! Большинство ваших заказов качественно могут быть выполнены только в режиме процессного консультирования, когда консультант своими методами организует такое взаимодействие с работниками клиентной организации, которое только и способно привести к совместному проекту чего бы там ни было. И если вы не готовы к затратам своего времени с пользой, будьте готовы к затратам своих денег впустую» [Пригожин].

В целом в России наиболее популярен самый дешевый обучающий консалтинг – 38% (в США он только 10%).
В США же наиболее популярен самый эффективный процессный консалтинг – 28% (в России он только 7%).
«Русский консалтинг сегодня – это узкоспециализированные аудиторские фирмы нашего разлива и представители западных аудиторских и консалтинговых фирм. В первых собственно консалтингом чаще всего занимаются молодые специалисты, едва узнавшие азы менеджмента по книжкам или в школах бизнеса. В последних консультанты – это дисциплинированные и исполнительные люди, лучше знающие английский язык, нежели бизнес и менеджмент. Поэтому русский консалтинг занимается не подтягиванием наших предприятий до наивысшего уровня конкурентоспособности, не созданием производства мирового класса, а внедрением допотопных управленческих решений и технологий, поскольку ничего другого они не знают, не могут или не умеют. (Заметим в скобках, что речь здесь все-таки идет об общих тенденциях, а не об отдельных личностях и фирмах.) В лучшем случае консалтинг в России представляет собой способ залатать дыры, решить текущие проблемы» [В.С.Хруцкий].

«Является фактом, что до настоящего времени ни одна консультационная фирма в России не предложила комплекса услуг по построению системы управления предприятием, основанной на методах стратегического маркетинга (или программно-целевого планирования). А, как известно, других методов управления, подтвердивших свою эффективность на практике для предприятий, с начала 60-х годов не предлагалось» [Н.А Ахмедов].

Таким образом низкую производительность труда в России объясняется, в первую очередь отсутствием необходимых методик и инструментов, привлечением консультантов по управлению не имеющих таких методик, с ориентацией в основном на обучение, их ориентацией на получение собственной прибыли, а не на повышение эффективности предприятия клиента – что они не могут обеспечить в принципе.

Эффективные методики и инструменты наших консалтинговых услуг

Наша компания ведет консалтинговые работы более 15-и лет. При этои параллельно мы ведем необходимые теоретические исследования в области организации деятельности наших предприятий. Результаты наших исследований опубликованы в более чем в ста статьях в ряде журналов 2010-2024 годов, в том числе в таких, как «Креативная экономика», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент сегодня», «Мотивация и оплата труда», «Стратегическое управление», и др. Наши базовые исследования «Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III)»   PDF  (2024, 369 с., библ. 816 ист.) и «Реальная сущность предприятия. Организация, развитие, выход из кризисов (Итоговый Гайд)«  PDF  (2024, 188 с., библ. 400 ист.). Наш базовый инструмент: «Единая солидарная система регламентов – ЕССР»  PDF  (2024),  наша методика: «Практическая методика организации и развития предприятия»   PDF  (2025).

Результатом наших консалтинговых услуг является корпоративная культура предприятия направленная на достижение целей предприятия. А соответственно и реальное повышение его эффективности деятельности от 1,5 до трех раз, повышение прибыли на 10–30%. Наши консалтинговые услуги и цены.

Наши принципы организации деятельности предприятия, методика, инструмент, полностью открыты. Скрывают их только те компании, которые много обещают, имеют большое число положительных отзывов и рекомендаций, но не имеют адекватных методик и инструментов. А соответственно не могу и обеспечить хорошую организацию и повышение эффективности предприятий заказчиков. Только при этом они не несут за это никакой ответственности: консалтинговые услуги - это совместная деятельность консультанта и руководителей заказчика. И доказать вину консультанта невозможно: все работы, которые зафиксированы в договоре будут исполнены, но результата не будет!

Для более подробной информации о консалтинговых услугах, как наших, так и других консалтинговых компаний, достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru

__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услугиуправленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025